Обсуждения законопроекта о приемных родителях.

12/02/2019 - 18:00

Сейчас активно обсуждается законопроект Министерства просвещения по поводу приемных родителей и детей.

На прошлой неделе в ОП РФ проходили обсуждения законопроекта с представителями министерств, общественниками и экспертами. 

Делимся с Вами конспектом по итогам обсуждений от члена ОП РФ, Юлии Зимовой. 
Текст законопроекта размещён для общественных обсуждений здесь
https://regulation.gov.ru/p/75701 
https://regulation.gov.ru/p/87451 
Юлия Зимова:
«...Когда будет внесён в Государственную думу - сделаем «нулевые чтения» в ОПРФ.
Итак, небольшая справка.

Первые обсуждения прошли по инициативе Елена Альшанская (Lena Alshanska) в ОП летом прошлого года. 
После этого была создана рабочая группа на площадке Министерства просвещения, законопроект долго и внимательно дорабатывался, и по сравнению с предыдущей версией претерпел существенные изменения.
Для тех, кто не успел подробно ознакомиться с текстом законопроекта, коротко расскажу об основных нововведениях, которые предлагаются, и вместе немного порассуждаем.
 

1.Допускается ОДНОВРЕМЕННОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ или передача под опеку ТОЛЬКО ОДНОГО РЕБЁНКА , за исключением случаев принятия в семью братьев и сестер и т.д. В целях успешной адаптации усыновленных детей ПОСЛЕДУЮЩЕЕ УСЫНОВЛЕНИЕ детей гражданами, в семье которых уже воспитывается усыновленный или подопечный ребенок (дети), допускается ПО ИСТЕЧЕНИИ ГОДА от предыдущего.
Действительно бывают семьи, которые не до конца оценивают свой ресурс, очень редко адаптация сразу нескольких детей одновременно проходит хорошо. 
Но бывает по-разному. Замечание Светлана Строганова (Svetlana Stroganova) о том, что в каждой семье и для каждого ребёнка адаптация проходит по-своему - справедливо. Поэтому необходимо учитывать и предусматривать для опытных семей, где адаптация прошла успешно, возможность принятия следующего ребёнка ранее, чем через год. Вопрос только кто это будет решать? Служба сопровождения? 

2.Появляется ОПРЕДЕЛЕНИЕ и формулировка УСЛУГ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ, и указано, что они могут осуществляться за счёт иных средств.
Это действительно важный первый шаг к становлению работы служб сопровождения замещающих семей в стране. Есть очень хорошие практики в субъектах – практики в секторе НКО и в госучреждениях, но даже там, где они есть, они дотягиваются и могут помочь далеко не каждой семье. Возможно именно этот законопроект и станет основой для развития служб поддержки замещающих семей, это поспособствует снижению числа вторичных возвратов детей, будет хорошей профилактикой выгорания и его порой самых печальных последствий.

3.Закрепляется норматив по жилому помещению – НЕ МЕНЕЕ УЧЁТНОЙ НОРМЫ, УСТАНОВЛЕННОЙ в соответствии с жилищным законодательством РФ. 

4.ПЕРЕМЕНА МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА ПОДОПЕЧНОГО допускается ПОСЛЕ проведения органом опеки и попечительства ПРОВЕРКИ ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ ПО его НОВОМУ МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА. Перемена места жительства подопечного не допускается, если в результате проведенной проверки выявлены условия, препятствующие проживанию несовершеннолетнего подопечного по новому месту жительства. Перемена места жительства несовершеннолетнего осуществляется с согласия органа опеки и попечительства, выдаваемого после проведения обследования условий проживания по новому месту жительства в соответствии с частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
То есть семья с приёмным ребёнком не может уехать «в никуда». Это правильно. Сегодня Инна Сеуткина (Inna Seutkina) из совета приёмных родителей Московской области отметила, что если, например, большая приёмная семья переезжает из трёхкомнатной квартиры в одном регионе в однокомнатную квартиру в другом регионе, то это зачастую ухудшение и стеснение условий для детей. При этом есть "НО" – а если ребёнка необходимо срочно лечить в Москве, например? Или талантливый ребёнок, которому нужно учиться в конкретном учреждении в Санкт-Петербурге? Это важно предусмотреть.

5.Предлагается в школах приёмных родителей ШПР создать отдельные ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ РОДСТВЕННИКОВ РЕБЁНКА или лиц, совместно с ним проживающих.

6.Появился отдельный раздел, посвященный ВОССТАНОВЛЕНИЮ УСЫНОВИТЕЛЕЙ В ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НИХ ОБЯЗАННОСТЯХ РОДИТЕЛЕЙ. Это действительно важно, чтобы у замещающих родителей была возможность быть со своими детьми, особенно если были исправлены какие-то ошибки.
А также благодаря Елена Альшанская появилось такое понятие, как ВРЕМЕННОЕ ОТСТРАНЕНИЕ или ОСВОБОЖДЕНИЕ ОПЕКУНА, на период до устранения обстоятельств, повлекших его. На время устранения будет осуществляться сопровождение, оказываться помощь семье. 

7.Предлагается ввести СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА, которое проводится в целях оценки благополучия В СЕМЬЕ ОПЕКУНА ИЛИ В ДЕТСКОМ ДОМЕ. 
Это позволит специалистам учреждения корректировать работу с ребёнком, а кандидату - больше знать о ребёнке до приёма в семью. В идеальном варианте, как это, например, происходит в ХМАО-Югре, где такие обследования проходят уже несколько лет, они очень помогают именно в сопровождении замещающих семей. Главное, чтобы после получения обратной связи такая работа с семьёй велась, а не предпринимались какие-то другие меры.

8.Заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью, должно УЧИТЫВАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНИНА. 
Сейчас если специалист опеки сомневается или предполагает, что есть какие-то риски по будущему кандидату, а документы у этого человека все в порядке, то мер никаких предпринять по закону чиновник не может. Может только затягивать сроки. Поэтому многим специалистам это обследование в помощь. И идея абсолютно верная. 
Сложности как всегда в деталях:
- к сожалению, практика показывает, что заключения по результатам такого обследования не всегда выдаются на руки кандидатам в опекуны и усыновители, а сразу передаются в органы опеки. В этой редакции законопроекта ПОДЧЁРКНУТО, что ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЫДАЕТСЯ НА РУКИ ОДНОМУ ЛИЦУ – это хорошо. 
- часто кандидаты успешно проходят это тестирование, но нам известны случаи, когда заключения кажутся совсем необоснованными. А на месте может не быть возможности независимо ПРОЙТИ АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. Необходимо учесть и предусмотреть такую возможность, особенно на местах - где иногда бывает только одна уполномоченная организация и всё. Хотя в законопроекте указано, что гражданин имеет право оспорить результаты, но на практике не всегда понятно, где и как это возможно сделать.
- предлагаю Министерству просвещения и региональным органам власти НАЧАТЬ МОНИТОРИНГ нескольких показателей по результатам психобследования:
а)сколько человек получают заключения о нецелесообразности принятия в семью ребёнка по результатам психобследования - где-то это 10%, а где-то 40%. И это уже явно большая разница в статистике. 
б)что потом происходит с этими гражданами? Кто и как предлагает им отработать это с психологами и предлагают ли? И сколько из них потом возвращаются за повторным положительным заключением и заново проходят психобследование?
в)имеется ли альтернативное учреждение, где можно пройти обследование, если не согласен с результатами?

Разделяю опасения, что на местах будет происходить всё совсем не так идеально, как мы сейчас это представляем, читая законопроект. И скорее всего этого не избежать. Но только видя на практике как это работает, мы сможем эту работу направлять, исправлять и наоборот – тиражировать лучший опыт. 
На плечи общественников тоже ложится большой груз, потому что существенная доля жалоб будет адресована нам, и только все вместе мы сможем спустя какое-то время эту систему настроить и сделать её рабочей. 
И именно сейчас пришло время перезагрузить сферу семейного устройства в России, в корне поменять подходы, и как раз в этом законопроекте заложены все основы для того, чтобы наконец можно было именно подбирать семью для ребёнка, а не наоборот. 
Когда школу приёмных родителей сделали обязательной, когда началась реформа детских домов, тоже не сразу всё получилось, и до сих пор ещё всё далеко от идеала, но изменения очевидны. И здесь если законопроект будет принят, то у региональных властей будет ещё несколько лет, чтобы успеть подготовиться.
И только совместными усилиями мы можем сделать так, чтобы дети, которые больше всего нуждаются в заботе – это дети-сироты, сложные особые дети, попадали именно в те семьи, где их будут принимать, любить, где у них наконец появится настоящее детство....»

Источник информации и фото: https://www.facebook.com/100002654700387/posts/1990299181068553?sfns=mo