Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание неврологической патологии, при которой отмечается повреждение мозга, неправильный мышечный тонус, двигательные расстройства.
Этому диагнозу сопутствуют и другие нарушения:
- нетвердость походки;
- нарушение моторики;
- гиперкинезы (частые моргания или зажмуривания глаз);
- нарушения речи и интеллекта;
- отставание ребёнка в моторном и психическом развитии;
- эпилепсия;
- частичная или полная потеря зрения и слуха.
По данным последних исследований, этот диагноз в России встречается с частотой от 2,5 на одну тысячу детей.
Риск развития ДЦП среди детей, рожденных раньше срока, выше среднестатистического показателя в 10 раз.
В сравнении с доношенными детьми риск формирования церебрального паралича у рожденных малышей:
на 37–41 неделе беременности, возрастает в 5 раз;
до 28 недели или гестации — почти в 50 раз.
Только за последние три года данные Минздрава по количеству недоношенных детей, в среднем составили от 6 до 6,2% от общего числа родившихся.
ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЦП
Болезнь у ребёнка возникает из-за воздействия на центральную нервную систему разнообразных повреждающих факторов. Происходит патологическое развитие или разрушение отдельных участков головного мозга, отвечающих за стабилизацию равновесия, обеспечение двигательных и рефлекторных механизмов организма.
В итоге появляются расстройства мышечного тонуса, параличи, патологии двигательных актов.
Зачастую действие опасных факторов начинается с перинатального периода и может продолжаться до 3 лет жизни малыша.
ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ДЦП:
- преждевременные роды;
- недостаточность снабжения мозга кислородом в период беременности, во время и после родов;
- инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, герпес, сифилис):
- наличие близнеца;
- выраженная желтушность после рождения;
- внутриутробное кислородное голодание;
- травмы головы во время родов и в течение первых трёх лет жизни;
- резус-конфликт крови матери и ребенка;
- интоксикация матери во время беременности;
- злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами;
- применение стимуляторов во время родов;
- соматические заболевания матери (сахарный диабет, заболевания эндокринной системы, врожденные и приобретенные пороки сердца, артериальная гипертензия) и перенесенные женщиной в период беременности травмы;
- наследственная предрасположенность.
Обычно диагноз определяется к исходу первых 12–18 месяцев жизни ребёнка, когда, по сравнению со здоровыми сверстниками, патология двигательной системы очевидна.
По статистике мальчики находятся в большей зоне риска, чем девочки.
ДИАГНОЗ ДЦП, ВЫ УВЕРЕНЫ?
Каждый врач, будь то невролог или педиатр, на приеме ребёнка с предполагаемым диагнозом ДЦП во время сбора анамнеза понимает, что паралича может и не быть. Вместо него могут быть похожие синдромы.
Приведем несколько примеров, когда ставят ДЦП по ошибке
ПРИМЕР 1
Ребенок постоянно ходит на цыпочках. Врачи поставили ДЦП. После дополнительного обследования у ребенка оказался сложный метаболический диагноз мукополисахаридоз
ПРИМЕР 2
У ребенка задержка развития, не ходит самостоятельно, не разговаривает, выраженная слабость. Поставили диагноз ДЦП. В итоге оказалось, что правильный диагноз - маннозидоз.
ПРИМЕР 3
У ребенка задержка развития. Поставили ДЦП. После тщательного исследования выяснили, что правильный диагноз - Синдром Уильямса.
ПРИМЕР 4
У ребёнка с диагнозом ДЦП выступали рахитические «браслеты» на руке, «чётки» на груди, был «лягушачий» огромный живот. После установления настоящего диагноза и проведения дотации витамина D, диагноз ДЦП был снят.
Правильно поставленный диагноз позволяет разным врачам разговаривать на одном языке, разработать единую тактику лечения, реабилитации, поддержания и питания.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЦП
Церебральный паралич может протекать неодинаково, всё зависит от пораженного участка головного мозга. Иногда проявление заболевания небольшое, в то время как в тяжёлых случаях — нарушения здоровья крайне серьёзные.
Существует более 20 классификаций детского церебрального паралича.
Какое ДЦП вашего ребенка?
Давайте разбираться.
Выделяют 4 основных формы двигательной активности при ДЦП (по международной шкале классификации ДЦП) в зависимости от места повреждения головного мозга.
1. Спастическая форма двигательной активности при ДЦП.
Наиболее распространенная - 80-90% всех случаев. Для этой формы характерны деформации рук и ног. Мышцы не эластичные, жесткие, напряженные.
2. Дискинетическая форма двигательной активности при ДЦП.
Распространенность - 6%. Характеризуется непроизвольными движениями. Мышечные сокращения могут быть болезненными.
3. Атаксическая форма двигательной активности при ДЦП.
Распространенность - 5%. Для нее характерны шаткие движения, тремор.
4. Смешанный тип двигательной активности при ДЦП.
Двигательные расстройства разной степени выраженности наблюдаются у 100% детей с ДЦП.
Существует также много разновидностей ДЦП в зависимости от локализации повреждений.
Ключевых выделяют три разновидности:
- диплегия;
- гемиплегия;
- квадриплегия.
Диплегия - когда в результате ДЦП пострадали две конечности - обе руки или обе ноги.
Гемиплегия - проявляется гемипарезом руки и ноги на стороне, противоположной пораженному полушарию.
Основными проявлениями являются слабость активных движений, мышечного тонуса, возможно отставание в росте руки и ноги.
Квадриплегия (двойная гемиплегия) - когда у ребенка пострадали все конечности
Есть еще подвиды:
Моноплегия - когда пострадала одна рука или одна нога.
Тетраплегия - когда ДЦП поразило все конечности и тело.
Сейчас большое внимание уделяется функциональному диагнозу. То есть не самому диагнозу, излечения от которого в настоящий момент медицина еще не нашла, а его проявлениям.
Обычно медицинские работники анализируют способности ребенка при ДЦП: как он передвигается, участвует в повседневной жизни, какие у него есть навыки общения и самообслуживания.
Так, сложившаяся картинка определяет прогноз и реабилитационные мероприятия для малыша.
Специалисты также анализируют реабилитационный потенциал ребенка по шкале GMFCS.
ШКАЛА GMFCS - международная система классификации больших моторных функций и способности передвигаться. Содержит 5 ключевых уровней.
Как выглядит классификация больших моторных функций и способностей передвигаться:
Помимо перемещения, особую ценность носит подвижность рук.
ШКАЛА MACS - оценка функционирования рук для независимости в повседневной жизни. Задача реабилитологов - с учётом определённого уровня научить ребенка держать ложку, застегивать пуговицу, надевать носок. Все это вполне возможно.
Мы сделали для вас подборку ключевых проблем моторики рук детей с ДЦП в повседневной жизни:
ДЕТЯМ С ДЦП СЛОЖНО САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ, УПРАВЛЯТЬ ЛОЖКОЙ
СЛОЖНО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОДЕВАТЬСЯ
СЛОЖНО ПИСАТЬ, УДЕРЖИВАТЬ РУЧКУ
СЛОЖНО КООРДИНИРОВАТЬ ДВИЖЕНИЯ, УДЕРЖИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ
Подробнее изучить уровни шкал GMFCS и MACS, попробовать самостоятельно определить уровень своего ребенка и его реабилитационный потенциал с помощью различных международных шкал вам поможет наша статья здесь.
Постановка функционального диагноза с помощью классификации опорно-двигательной системы помогает подобрать технические средства реабилитации по уровню ребенка.
Подробнее можно ознакомиться в следующих статьях на нашем сайте:
-
использование шкалы GMFCS для индивидуального подбора методов реабилитации,
БУДЕТ ЛИ РЕБЕНОК ХОДИТЬ?
Конечно, большинство родителей волнует вопрос – будет ли мой ребенок ходить?
По статистике
60% будет ходить самостоятельно
10% будет ходить с посторонней помощью
30% будет пользоваться креслом-коляской
Конечно, основной симптом ДЦП — нарушение движения.
Но к этому присоединяется еще: нарушения психики, речи, зрения, слуха.
Подчеркнем, что двигательная патология во многом ограничивает возможности ребенка познавать окружающий мир, вызывая разные речевые расстройства. Каждая форма ЦП несет специфические отступления от нормы.
В структуре дефекта речи у детей с ЦП специфические отступления от нормы занимают до 80%.
Базовые критерии развития коммуникативных навыков у детей с ДЦП определяется по международной шкале CFCS и содержит 5 уровней.
Шкала CFCS оценивает умение формулировать просьбу, требовать, выражать эмоции, желания, начинать, поддерживать и завершать разговор.
Процесс общения со взрослыми или сверстниками важен для психического развития ребенка и его адаптации в современном обществе.
Обычно мамы и папы общаются с детьми, которым трудно говорить, языком сердца, глазами, интуицией. В помощь родителям предлагают практичную альтернативную систему общения.
Для детей с ЦП IV и V типа есть специальные коммуникативные доски, а также программы на планшете или компьютере, где можно печатать, выбирать картинки и преобразовывать мысль в голосовое сообщение.
Даже для полностью парализованных людей (не владеющих руками и неспособных говорить) существует прибор ай-трекер. Он отслеживает направление взгляда ребёнка в одной точке, которое воспринимается программой, как клик.
Так, человек, "запертый" в своём теле, получает возможность общаться, писать, читать, пользоваться интернетом или просто играть.
Кроме вышеназванных проблем с двигательной активностью, зрением, нарушением интеллекта, коммуникационными проблемами есть еще сложности, с которыми сталкиваются дети с диагнозом ДЦП и взрослые.
Мы сделали для вас подборку со статистикой частоты случаев проявления проблем:
Немаловажной проблемой также является болевой синдром.
Болевой синдром присутствует у более 30% детей и 74% подростков с ДЦП.
Детям с ДЦП - больно!
Подробнее про болевые симптомы, как их диагностировать и что делать, читайте здесь.
А еще дети с ДЦП испытывают большие проблемы с приемом пищи.
Некоторые родители не догадываются, что их дети голодают!
Подробнее прочитать про организацию питания у детей с ДЦП, про нутритивный статус здесь.
Жить с ДЦП нелегко
Если правильно построить реабилитацию с самого рождения, привлекать эрготерапевта, подбирать вовремя и регулярно использовать технические средства реабилитации, держать под контролем «красные зоны и флаги», то можно добиться отличных результатов.